Причины обмана пожилых людей
Жертвами
мошенников чаще всего становятся наиболее социально уязвимые категории
населения: дети и пожилые люди. Особенно актуальной проблема мошенничества
становится в отношении одиноких стариков: обостренная потребность в общении,
ограничение возможности обратиться за помощью, изолированность, неумение
пользоваться современными коммуникационными технологиями. Это во многом
обусловливает то, что пожилые люди становятся одной из наиболее социально
незащищенных категорий населения. Пожилых
людей легко обмануть. Эксперименты ученых показали, что те, кому уже
исполнилось 70 лет, готовы довериться даже человеку с плохой репутацией. Это
связано с изменениями в работе мозга. Кроме того, пожилые иначе воспринимают
взаимодействие с другими: им важно проявлять доверие и общаться, а материальные
ценности отходят на второй план.
__________________________________________________________________
Способов обмана пожилых людей с использованием телефона – огромное количество. Рассмотрим лишь основные и наиболее часто встречающиеся.
* «Прибавка к пенсии»В какой-то момент у пенсионера звонит домашний телефон. На том конце провода вежливый молодой человек или такая же вежливая девушка сообщают пожилому человеку, что он или она являются сотрудниками ПФР. При этом они обращаются к пенсионеру по имени-отчеству, что уже на подсознательном уровне повышает рейтинг доверия в глазах пожилого человека. И они сообщают радостную весть, что согласно такому-то приказу Правительства России пенсионеру положена надбавка к пенсии. И все перечисления будут производиться на карту «Сбербанка». А для этого нужно ее срочно оформить. В заявке надо указать такой-то номер мобильного для удобства перерасчета. На следующий день счастливый пенсионер сообщает номер карты мошенникам. После чего у них открыт доступ к его мобильному банку, а соответственно и всем счетам.
! Совет: вспомнить, что даже если и существует шанс получить прибавку к пенсии, то сотрудники ПФР никогда не будут обзванивать всех пенсионеров с целью сообщить эту радостную весть, а наоборот, пенсионеру еще еще придется побегать по инстанциям. После таких звонков можно перезвонить в ПФР по официальному телефону и уточнить истинность информации.* «Со мной случилось
несчастье»
Раздается звонок телефона. И некто,
обращаясь как к родственнице, и называя ее «бабуля» или «дед» или... ну
понятно, говорит, что попал в беду и нужны деньги. Иначе его либо посадят, либо
еще что-нибудь ужасное произойдет. Причем сам он забрать деньги не может, так
как находится, к примеру, в полиции, а за деньгами приедет курьер. Тут возможны
вариации, трубку может
взять «следователь» и сообщить, что можно замять дело за определенную сумму,
либо трубку забирает «кредитор», которому «родственник» якобы должен денег, и заявляет, что если денег не
будет, то... В общем, вариантов масса. Главное – не дать пожилому человеку
опомниться.
После того как пенсионер
понимает, что его обманули, он обращается в полицию. Но помочь ему весьма
проблематично, ведь звонят мошенники с сим-карт, оформленных на подставных лиц
(такие продаются около любого вокзала или на рынках), симки потом просто
выбрасывают, подчас вместе с дешевым телефоном.
* «Выигрыш».
Пенсионеру сообщают, что он выиграл автомобиль. Поздравляют с выигрышем, сообщают, что выигрыш он может забрать там-то и там-то, но согласно действующему законодательству в этом случае ему нужно заплатить налог. При этом дают счет частного лица. Обалдевший от радости пенсионер забывает, что он даже не покупал никакого лотерейного билета и не подавал заявку ни на какой розыгрыш.! Совет: успокоиться и подумать, что выигрыши из воздуха не возникают, и уж тем более никто не звонит победителю с предложением получить выигрыш.
В
отношении пожилых людей мошенники могут действовать различными способами:
По-прежнему остаются актуальными визиты мошенников к одиноким пожилым людям под видом работников коммунальных и социальных служб. Достаточно только представиться сотрудником какой-либо значимой для пенсионера организации: СОБЕСом, например, или СБЕРБАНКОМ, а можно для солидности и НАЛОГОВОЙ, какой-нибудь страховой службой либо газовой, а может и вовсе сказать, что из ТСЖ… Пожилые люди доверчиво впускают мошенников в свой дом, не удосуживаясь проверить хотя бы удостоверения «сотрудников». «Работают» мошенники чаще всего вдвоем, и тогда, пока один отвлекает жертву, второй может незаметно изучить содержимое шкафчиков в квартире, сумок в поисках ценностей. Только после ухода незнакомцев потерпевшие обнаруживают пропажу вещей или денег.
Как уберечься
от мошенников ·
* Если звонящий называет вас по имени и отчеству и
знает ваш адрес, семейное положение и другую информацию, это вовсе не означает, что он является
официальным лицом. Такие данные можно получить разными способами. Если вы
поверили звонящему, то для подстраховки спросите
его имя, фамилию и занимаемую должность. Перезвоните в организацию и убедитесь в том, что он вас не
обманывает. ·
* Если вам по телефону сообщили, что вы больны и
нуждаетесь в срочной госпитализации, ни в коем случае не принимайте поспешных решений. Позвоните людям, которым
полностью доверяете, и расскажите им о телефонном звонке, спросите совета.
Это не займет много времени. ·
* Незнакомым людям не открывайте дверь и не впускайте их в квартиру. Если же
все-таки открыли, спросите у пришедшего его фамилию, имя, место работы и
занимаемую должность. Затем позвоните в организацию, представителем которой
он является, и наведите справки о нем. ·
* Никому не
сообщайте данные своих банковских счетов (например, код доступа к вашей
кредитной карте), даже работникам, сидящим в отделении банка. |