г. Выборг, ул. Рубежная, 28-а
Тел./факс: +7 (81378) 3-77-28,
 
электронная почта:  cso-vyborg@yandex.ru

сайт учреждения: http://www.social-vbg.ru/
Режим работы: пн-чт 08:00 - 17:00, пт 08:00 - 16:00
02.08.2019

ОСТОРОЖНО МОШЕННИКИ

442
ОСТОРОЖНО МОШЕННИКИ

Причины обмана пожилых людей

Жертвами мошенников чаще всего становятся наиболее социально уязвимые категории населения: дети и пожилые люди. Особенно актуальной проблема мошенничества становится в отношении одиноких стариков: обостренная потребность в общении, ограничение возможности обратиться за помощью, изолированность, неумение пользоваться современными коммуникационными технологиями. Это во многом обусловливает то, что пожилые люди становятся одной из наиболее социально незащищенных категорий населения. Пожилых людей легко обмануть. Эксперименты ученых показали, что те, кому уже исполнилось 70 лет, готовы довериться даже человеку с плохой репутацией. Это связано с изменениями в работе мозга. Кроме того, пожилые иначе воспринимают взаимодействие с другими: им важно проявлять доверие и общаться, а материальные ценности отходят на второй план.

Пожилых людей часто обманывают. Здесь можно привести множество примеров. Часто к ним в дом приходят мошенники под видом проверки воды или предложения новых лекарств. На непонятные БАДы (биологически активные добавки) или новейшие приборы, которые сделают воду кристально чистой, они тратят свои пенсии и остаются без копейки. Есть и более трагичные ситуации, когда одинокие бабушки и дедушки отдавали мошенникам свои квартиры, сами оставаясь на улице. С возрастом человек становится более доверчивым, причем он верит даже тому, кто его однажды обманывал. Проблемы здесь и физиологические, и психологические. С возрастом мозг воспринимает информацию иначе, да и пожилым чаще восполнить потребность в общении оказывается важнее каких-то материальных ценностей. Это делает их легкой жертвой для любых мошенников.

__________________________________________________________________

Способы обмана пожилых людей по телефону

Способов обмана пожилых людей с использованием телефона – огромное количество. Рассмотрим лишь основные и наиболее часто встречающиеся.

* «Прибавка к пенсии»

В какой-то момент у пенсионера звонит домашний телефон. На том конце провода вежливый молодой человек или такая же вежливая девушка сообщают пожилому человеку, что он или она являются сотрудниками ПФР. При этом они обращаются к пенсионеру по имени-отчеству, что уже на подсознательном уровне повышает рейтинг доверия в глазах пожилого человека. И они сообщают радостную весть, что согласно такому-то приказу Правительства России пенсионеру положена надбавка к пенсии. И все перечисления будут производиться на карту «Сбербанка». А для этого нужно ее срочно оформить. В заявке надо указать такой-то номер мобильного для удобства перерасчета. На следующий день счастливый пенсионер сообщает номер карты мошенникам. После чего у них открыт доступ к его мобильному банку, а соответственно и всем счетам.

! Совет:
вспомнить, что даже если и существует шанс получить прибавку к пенсии, то сотрудники ПФР никогда не будут обзванивать всех пенсионеров с целью сообщить эту радостную весть, а наоборот, пенсионеру еще еще придется побегать по инстанциям. После таких звонков можно перезвонить в ПФР по официальному телефону и уточнить истинность информации.

* «Со мной случилось несчастье»

Пожалуй, один из самых старых способов обмана с использованием телефона. Сотрудники МВД говорят, что сейчас он используется нечасто, но тем не менее срабатывает.

Раздается звонок телефона. И некто, обращаясь как к родственнице, и называя ее «бабуля» или «дед» или... ну понятно, говорит, что попал в беду и нужны деньги. Иначе его либо посадят, либо еще что-нибудь ужасное произойдет. Причем сам он забрать деньги не может, так как находится, к примеру, в полиции, а за деньгами приедет курьер. Тут возможны вариации, трубку может взять «следователь» и сообщить, что можно замять дело за определенную сумму, либо трубку забирает «кредитор», которому «родственник» якобы должен денег, и заявляет, что если денег не будет, то... В общем, вариантов масса. Главное – не дать пожилому человеку опомниться.

В результате напористой обработки пенсионер отдает последние деньги, лишь бы спасти несчастного родственника. Иногда сумма доходила до сотен тысяч рублей.

После того как пенсионер понимает, что его обманули, он обращается в полицию. Но помочь ему весьма проблематично, ведь звонят мошенники с сим-карт, оформленных на подставных лиц (такие продаются около любого вокзала или на рынках), симки потом просто выбрасывают, подчас вместе с дешевым телефоном.

На вопрос, как же они могли не узнать голос родственника, пенсионеры говорили, что связь была очень плохой, шумы, шорохи, прерывания... Ну и естественно, сказывался нервный стресс, в который жертву вгоняют мошенники.

 

! Совет:
если поступил такой звонок, постарайтесь перезвонить родственнику сами. Если телефон не доступен – перезвоните чуть позже. Как правило, такой звонок все расставит по своим местам.

* «Выигрыш».

Пенсионеру сообщают, что он выиграл автомобиль. Поздравляют с выигрышем, сообщают, что выигрыш он может забрать там-то и там-то, но согласно действующему законодательству в этом случае ему нужно заплатить налог. При этом дают счет частного лица. Обалдевший от радости пенсионер забывает, что он даже не покупал никакого лотерейного билета и не подавал заявку ни на какой розыгрыш.

! Совет: успокоиться и подумать, что выигрыши из воздуха не возникают, и уж тем более никто не звонит победителю с предложением получить выигрыш.

 

В отношении пожилых людей мошенники могут действовать различными способами:

Визит домой  (под видом представителей государственных организаций, например, Пенсионного фонда, социальной службы, организаций здравоохранения  и т.д.).

По-прежнему остаются актуальными визиты мошенников к одиноким пожилым людям под видом работников коммунальных и социальных служб. Достаточно только представиться сотрудником какой-либо значимой для пенсионера организации: СОБЕСом, например, или СБЕРБАНКОМ, а можно для солидности и НАЛОГОВОЙ, какой-нибудь страховой службой либо газовой, а может и вовсе сказать, что из ТСЖ… Пожилые люди доверчиво впускают мошенников в свой дом, не удосуживаясь проверить хотя бы удостоверения «сотрудников». «Работают» мошенники чаще всего вдвоем, и тогда, пока один отвлекает жертву, второй может незаметно изучить содержимое шкафчиков в квартире, сумок в поисках ценностей. Только после ухода незнакомцев потерпевшие обнаруживают пропажу вещей или денег.

 

 

 

Как уберечься от мошенников

·         * Не нужно безоговорочно верить человеку, даже если он представляется сотрудником солидной организации (прокуратуры, поликлиники, министерства здравоохранения и т. п.). Представители госучреждений никогда не звонят, чтобы сообщить какие-либо новости (если, конечно, вы сами не оставите запрос и свой номер телефона для обратной связи).

·         * Если звонящий называет вас по имени и отчеству и знает ваш адрес, семейное положение и другую информацию, это вовсе не означает, что он является официальным лицом. Такие данные можно получить разными способами. Если вы поверили звонящему, то для подстраховки спросите его имя, фамилию и занимаемую должность. Перезвоните в организацию и убедитесь в том, что он вас не обманывает.

·         * Ни в коем случае не покупайте лекарства и медицинские аппараты у людей, представившихся медицинскими работниками, даже если эти товары укомплектованы инструкциями и сертификатами качества и продаются с заманчивой скидкой. Помните, что все эти документы можно легко подделать, а цена на такие препараты в аптеках в несколько раз ниже и скидки пенсионерам там гарантированы.

·         * Если вам по телефону сообщили, что вы больны и нуждаетесь в срочной госпитализации, ни в коем случае не принимайте поспешных решений. Позвоните людям, которым полностью доверяете, и расскажите им о телефонном звонке, спросите совета. Это не займет много времени.

·         * Если по телефону вам звонит близкий человек (сын, внук, внучка и т. д.), говорит, что попал в беду, и просит прислать денег через курьера, не спешите этого делать. Перезвоните звонившему, а если он не возьмет трубку, наберите другим родственникам.

·         * Незнакомым людям не открывайте дверь и не впускайте их в квартиру. Если же все-таки открыли, спросите у пришедшего его фамилию, имя, место работы и занимаемую должность. Затем позвоните в организацию, представителем которой он является, и наведите справки о нем.

·         * Никогда не переводите деньги на какой-либо счет. Не забывайте об этом.

·         * Никому не сообщайте данные своих банковских счетов (например, код доступа к вашей кредитной карте), даже работникам, сидящим в отделении банка.

 

 

Предыдущий анонс
Следующий анонс